Регистрация малых беспилотников в 2019 году. Правовая информация для владельцев дронов

Регулятивные вопросы эксплуатации беспилотников во многих странах рассматриваются на высшем уровне в призме перспектив развития отрасли, продвижения новых технологий и вопросов общественной / инфраструктурной безопасности.

Усилиями Ассоциации Аэронет при поддержке профессионального сообщества в РФ создан план мероприятий по совершенствованию воздушного законодательства и устранению административных барьеров — «дорожная карта», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 №576-р.

В числе основных проблем на решение которых направлены мероприятия «дорожной карты» обозначены:

  • недостаточное регулирование в рамках воздушного законодательства Российской Федерации деятельности гражданских беспилотных авиационных систем;
  • отсутствие необходимых регулятивных условий для применения беспилотных авиационных систем в отдельных сферах экономической деятельности, в частности в геодезии, картографии, кадастровой деятельности;
  • низкая правовая культура и слабая информированность собственников беспилотных гражданских воздушных судов о правилах подготовки и выполнения полетов, а также правилах использования воздушного пространства.

Реализация мероприятий «дорожной карты» Аэронет будет осуществляться поэтапно до 2035 года.

Кстати, первым пунктом мероприятий стоит определение порядка учета малых беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, срок исполнения июнь 2019 года, ответственный исполнитель — Минтранс России.

Итак, рассмотрим правовые вопросы быстро растущего сообщества владельцев дронов, чьи беспилотники входят в классификационную группу с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг (по материалам Ассоциации).

Где можно и где нельзя летать?
Какие санкции и за какие нарушения предусмотрены?
Имеет ли право полицейский изъять дрон?
Радиоуправляемая авиамодель — это тоже беспилотник?
Какие права дает обучение на курсах операторов дронов?
Обязательно ли наличие страховки и что надо страховать?
Постановка на учет БВС максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг.
Получение разрешения на использование воздушного пространства.
Разрешение на полеты над населенными пунктами.

Где можно и где нельзя летать?

С точки зрения законодательства, любые полеты БВС (беспилотное воздушное судно) без специального разрешения на использование воздушного пространства запрещены. Мы рекомендуем не совершать полетов в спортивных, развлекательных и иных целях в местах, где установлены постоянные ограничения на использование воздушного пространства: в зонах аэродромов; в зонах государственной границы; над населенными пунктами; над скоплениями людей; над секретными объектами.

Полеты беспилотников над населенными пунктами регламентируются п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: 

«Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов».  

То есть, даже для полетов во дворе нужно разрешение от владельца придомовой территории, а в Москве – разрешение от органов исполнительной власти города Москвы.

Какие санкции и за какие нарушения предусмотрены?

За нарушение порядка учета БВС максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг предусмотрено:

штраф в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб. для граждан и в размере от 10 тыс. руб.  до 15 тыс. руб. для должностных лиц за допуск к полету БВС , которое не поставлено на гос. учет / БВС  без  учетного  опознавательного знака (либо с подложным), а равно за допуск к управлению  БВС лица, не имеющего на это право или находящемуся в состоянии опьянения,  в соответствии с п.8 ст. 11.5 КоАП РФ;

штраф  в размере от 2 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.  или лишение права управления БВС на срок до 1 года для командира воздушного судна за управление БВС, не поставленным на гос. учет / БВС  без  учетного  опознавательного знака (либо с подложным),   в соответствии с п.5 ст. 11.5 КоАП РФ.

За нарушение правил использования воздушного пространства (к ним относится полет без оформления разрешения на ИВП) предусмотрено:

штраф в размере от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. для граждан, от 25 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностных лиц, от 250 тыс. руб. до  300 тыс. руб. для юридических лиц (или административное приостановление деятельности на срок до 90  суток) —  если это  действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в соответствии с п. 1 ст. 11.4 КоАП РФ;

лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет — если это  действие повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека в соответствии сп.1  ст. 271.1 УК РФ;

За нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (авиационные работы без сертификата эксплуатанта для любого БВС), предусмотрено: 

штраф  в размере от 3 тыс. руб.  до 5 тыс. руб. для граждан,  от 30 тыс. руб.  для  должностных лиц,  от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.  для  юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток — если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в соответствии с п. 2 ст. 11.4 КоАП РФ;

лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет — если это  действие повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека в соответствии с п.1  ст. 271.1 УК РФ.

За проведение фото-видео съемки с воздуха без получения специального разрешения ФСБ предусмотрено:

штраф в размере 100 рублей с конфискацией пленки (за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна) в соответствии с п.4 ст.  11.17 КоАП РФ.

За регулярное выполнение авиационных работ для заказчиков за плату без  государственной регистрации в качестве ИП или юр. лица (например, съемка в борта БВС  или перевозка груза с помощью БВС),  предусмотрено:

штраф в размере от 500 руб.  до 2 тыс. руб. в соответствии с п. 4 ст.  14.1 КоАП РФ.

За выполнение авиационных работ (например, перевозка груза с помощью БВС)  для заказчика за плату без  сертификата эксплуатанта, что является осуществлением предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, предусмотрено:

штраф в размере 50 тыс. руб. для граждан и должностных лиц, 100 тыс. руб. для ИП, 400 тыс. руб. для юридических лиц;

штраф в размере 50 тыс. руб. с конфискацией транспортного средства для граждан, 50 тыс. руб. для должностных лиц, 100 тыс. руб. с конфискацией транспортного средства для ИП, 400 тыс. руб. с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц  в соответствии с п.4 ст.  14.1.2 КоАП РФ.

За полеты БВС при отсутствии страхования ответственности за причинения вреда третьим лицам по требованиям ст. 131, ст. 135 Воздушного кодекса:

штрафа за отсутствие у внешнего пилота БВС страховки законом  не предусмотрено.

Однако,  в силу требований Гражданского законодательства (ст. 1064 ГК РФ), если при полетах БВС им будет  причинен вред жизни и здоровью, либо  имуществу каких-либо лиц, виновник  причиненного вреда (внешний пилот БВС) обязан будет возместить его в полном объеме.

Имеет ли право полицейский изъять дрон?

Полицейский не имеет права изъять БВС, так как это является ограничением права пользования гражданскими воздушными судами. А такое ограничение, в том числе,  привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ограничения допускаются в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения в соответствии со ст. 39 Воздушного кодекса РФ.

Что вправе сделать полицейский?

Получить информацию от внешнего пилота (оператора БВС) о наличии разрешения на использование воздушного пространства от органа ЕС ОрВД и о введении временного или местного режима в данном районе для этого оператора БВС.

Проверить полученную информацию в местном органе ЕС ОрВД по телефону.

При отсутствии специального разрешения получить объяснение в письменном виде от оператора БВС, с указанием данных документов, удостоверяющих личность внешнего пилота.

В случае полетов над населенным пунктом, в том числе, с целью съемки с воздуха, проверить наличие у пилота разрешения органов местного самоуправления или  органов исполнительной власти в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

При отсутствии у внешнего пилота указанных разрешений полицейский должен  переслать полученное объяснение пилота и документы, зафиксировавшие факт нарушения порядка использования ВП (фото-, видео-материалы), в местный отдел Ространснадзора для принятия решения о применении административных мер по факту нарушения порядка ИВП.

Радиоуправляемая авиамодель — это тоже беспилотник?

Да, радиоуправляемая модель – это тоже беспилотник. 

Согласно определению, данному в п.2 ФП ИВП №138 (Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации») «беспилотный летательный аппарат» — летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Какие права дает обучение на курсах операторов дронов?

Увы, на сегодняшний день никаких законных прав обучение на любых курсах внешних пилотов или операторов дронов не дает. Документ об окончании таких курсов — это в лучшем случае «корочка», подтверждающая, что вы учились. Однако, с точки зрения воздушного законодательства, он не является Свидетельством внешнего пилота.

И тем не менее польза от такого обучения есть. Обучение, если оно хорошее, дает некоторые полезные знания правовых основ, аэронавигации, понимания допустимых условий эксплуатации и ограничений, при которых летать нельзя. Практическая подготовка на курсах также дает навыки обслуживания и пилотирования дрона.

Обязательно ли наличие страховки и что надо страховать?

Владельцу воздушного судна необходимо страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью или имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. Это страхование является обязательным, в соответствии со ст. 131 Воздушного кодекса РФ. Минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее двух минимальных оплат труда на момент заключения договора страхования на каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.

Также, в соответствии со ст. 135 Воздушного кодекса РФ, эксплуатант обязательно должен застраховать свою ответственность на случай причинения вреда, который может быть нанесен в связи с выполнением им авиационных работ.

Постановка на учет БВС максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг

Все владельцы БВС массой от 250 г до 30 кг обязаны перед первым полетом поставить свой аппарат на учет. В результате процедуры владелец получает свидетельство о постановке на учет и учетный номер, который должен нанести на корпус БВС. Данные о БВС и его владельце вносятся в государственную базу БВС. В настоящее время поставить БВС массой от 250 г до 30 кг на учет невозможно, так как порядок процедуры не разработан.

Получение разрешения на использование воздушного пространства

Разрешение на использование воздушного пространства обязательно для БВС, так как для их полетов установлен разрешительный порядок ИВП (Федеральные правила использования воздушного пространства, утвержденные Постановлением Правительства пункт 116 б) ФАП 138.

Получение разрешения на ИВП для БВС обязательно для полетов во всех классах воздушного пространства. Получение разрешения на ИВП в классах С и G означает установление местного режима в районе полета вашего БВС. Разрешение получается в Зональном центре ЕС ОрВД. Карта зональных центров здесь. 

Разрешение на полеты над населенными пунктами

Полеты БВС над населенными пунктами без согласования с органами местного самоуправления запрещены. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) полеты должны быть согласованы с органами исполнительной власти городов и ФСБ. Разрешение от местной администрации необходимо получать во всех без исключения населённых пунктах. Например, полёты над посёлком должны проводиться с разрешения сельского совета, а над дачными участками — органами власти по месту их нахождения. Для Москвы предусмотрено получение разрешения через сайт Госуслуги (www.mos.ru)

Источник — Aeronet.aero

P.S. Официальный ответ Минтранса России от 27.09.2018 № 01-517-пп о порядке регистрации БВС и получении разрешений на использование воздушного пространства, подтверждающий, в частности, временное отсутствие в действующем законодательстве утвержденного порядка постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг:


Реклама